Новости
Вчера руководитель нашего Центра Юрий Добровольский выступил на сессии «Наука и технологии. Технологические вызовы – как производить и транспортировать? Партнерство государства, науки, производителей и потребителей».
Мероприятие прошло 9 сентября на Международной конференции по водородной энергетике (International Hydrogen Conference) в Санкт-Петербурге. Модератором сессии выступил руководитель центра технологического развития ТЭК Минэнерго России Олег Жданеев.
Среди приглашенных спикеров – генеральный директор ООО «Газпром Водород» Константин Романов, вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса АО «Русатом Оверсиз» Антон Москвин, генеральный директор ООО «Газпромнефть–Промышленные инвестиции» Михаил Никулин, глава департамента фундаментальных исследований топливных элементов Центра солнечной энергии и исследований водорода Баден-Вюртемберг Людвиг Йориссен, руководитель ЦК НТИ «Новые и мобильные источники энергии» при ИПХФ РАН Юрий Добровольский, основатель ГК «ИнЭнерджи» Алексей Кашин, заместитель начальника департамента технической политики ОАО «РЖД» Олег Назаров, представители научно-производственных центров и энергетических компаний.
Юрий Анатольевич выступил с сообщением, посвященным экономике водорода: какие водородные технологии станут или уже являются экономически оправданными.
По словам Добровольского, первое и самое главное, о чем нам надо помнить, когда мы говорим об использовании водорода – это не конкретные экономические цифры, а то, почему водород вообще появился в мировой повестке.
«В последние годы климатические проблемы для многих государств стали важнее, чем проблемы энергоперехода. Связано это с самыми пессимистическими прогнозами, поэтому основная цель программ декарбонизации в отдаленной перспективе – вообще избавиться от углеводородов и углеродного следа в энергетике. Программы меняются и уже сейчас в европейских перспективах использования 50 процентов голубого водорода и такого же количества зеленого обозначается к 2035 году, хотя еще полгода назад такие показатели относили к 2050 году», – говорит Добровольский.
Именно это стремление и стало мировым драйвером развития водородных технологий, несмотря на то, что большинство водородных проектов сейчас экономически не оправданы и скорее просто отрабатывают технологии для будущего.
Сейчас для расчета экономики водорода очень важно понимать два факта. Первый факт – это 5-10 кратная разница в стоимости «зеленого» и «серого» водорода, что является критическим.
Второй факт – важнейший для расчетов водородной экономики параметр будет определен, когда будет известна величина углеродного налога. Его ждали к августу, но сейчас ситуация изменилась, и эта цифра не будет названа до 2023 года. И именно с этого времени и можно будет считать реальную экономику водорода.
Так есть ли сегодня сегменты рынка, где водород будет выгоден? Во-первых, это автомобильный транспорт. «В первую очередь речь идет о тяжелом транспорте: грузовики и автобусы, недаром наши автогиганты, КАМАЗ и ГАЗ начали именно с водоробусов», – отмечает Добровольский. По его словам, именно эти виды транспорта максимально подходят для использования водорода: водородные заправки, которые пока дорогие и довольно сложные в эксплуатации, рационально ставить в местах обслуживания такой техники.
Вторая ниша, которую руководитель ЦК НТИ при ИПХФ РАН называет экономически оправданным уже сейчас – это водный транспорт.
«В ближайшее время авиационный водородный транспорт не станет экономически выгодным. Малая авиация еще сможет перейти на водород, но в обещания Airbus сделать большие самолеты с маршевыми реактивными двигателями на водороде к 2035 году я не верю. А вот водный водородный транспорт экономически выгоден уже сейчас», – заявляет Добровольский. Как говорит эксперт, во многих местах законодательно уже запрещают каботажные суда на углеводородном топливе – и это сразу же дает новый рынок водородного транспорта.
В своем выступлении Юрий Анатольевич уделил время и безопасности водорода. По его словам, все основные проблемы с безопасностью хранения водорода в транспортном средстве решены, в первую очередь – за счет использования композитных баллонов.
В завершении своего доклада эксперт призвал к локализации водородных технологий в России, поскольку пока что действующие образцы водородного транспорта, построенные российскими производителями, на 90% состоят из западных комплектующих.