Вчера на выставке COMTRANS’21 состоялся круглый стол «Использование водорода в автомобильном транспорте». Модератором события стал руководитель нашего Центра Юрий Добровольский. Перспективы водородных автобусов и грузовиков (а выставка посвящена именно тяжелому автомобильному транспорту) обсуждали представители крупнейших российских и мировых производителей топливных элементов и водородного транспорта, а также министерства энергетики России и соорганизатора круглого стола — Российско-Германского экономического совета.
Участниками мероприятия стали заместитель министра энергетики России Олег Жданеев, руководитель отдела по коммуникациям с органами власти Российско-Германского экономического совета Андре Фриште, представитель ведущего производителя дизельных двигателей, не так давно пришедшего на рынок водородных топливных элементов Cummins Inc. Ольга Полагаева, представитель еще одного нового игрока на рынке ВТЭ Symbio Саадия Аджана, главный конструктор по инновационным автомобилям ПАО КАМАЗ Сергей Назаренко и главный конструктор российского производителя топливных элементов, нашего индустриального партнера ГК «ИнЭнерджи» Андрей Голодницкий.
Олег Жданеев в своем выступлении обратил внимание на принятую совсем недавно программу развития электротранспорта, в которой немалое внимание уделено водородному транспорту и задался вопросами по ее целевым показателям. Он обратил внимание (как и многие участники дискуссии) на то, что «узким местом» водородного транспорта является водородная инфраструктура, а поинтересовался, как быстро будет достигнут показатель в 1000 водородных заправок, который заложен в Программу, и насколько локализованным окажется его производство.
Нужно отметить, что острая дискуссия началась с самого начала панели, поскольку Юрий Добровольский, отмечая тот факт, что на первых порах водородным технологиям очень нужна правительственная поддержка, спросил Олега Жданеева, почему у нас в стране такое большое количество различных рабочих групп «по водороду» и, соответственно, программ, не стыкующихся друг с другом. На что Жданеев высказал надежду, что межведомственная рабочая группа при Минэнерго и станет той объединяющей площадкой, которая сумеет все согласовать.
Андре Фриште рассказал о том, как развивается водородная тематика в Германии, напомнил, что страна очень активно инвестирует в развитие водородных технологий в других странах, и особенно в производство «зеленого водорода». А также высказал не очень комфортную для российских производителей мысль о том, что для Европы после Фукусимы «оранжевый водород» (полученный электролизом воды с использованием энергии атомных электростанций) никогда не будет признан «зеленым».
Ольга Полагаева рассказала о том, как при помощи поглощения компании Hydrogenics ведущий независимый производитель дизельных двигателей вышел на мировой рынок топливных элементов и занял сейчас на нем одно из ведущих мест: электрохимические генераторы Cummins Inc. уже стоят на водоробусах, которые ездят по всему миру – от Северной Америки до Уэльса, а также на единственном (пока) в мире коммерческом водородном поезде.
Саадия Аджана также рассказала о новообразованной французской компании Symbio, на равных созданной крупной компанией по производству шин Michelin и производителем топливных элементов Faurecia (который, к слову, и делал энергетическую «начинку» первого водоробуса от КАМАЗа). Она объяснила это слияние наличием компетенций Michelin в мембранах, а также интересом к новому и быстрорастущему рынку.
На вопрос Юрия Добровольского о том, планируют ли оба производителя поставлять сюда готовые ТЭ или локализовать производства, представители обеих компаний ответили одинаково: это будет зависеть от развития рынка водородных топливных элементов. На вопрос, не боятся ли иностранные партнеры введения санкций на топливные элементы, Ольга Полагаева ответила, что их компания считает такой поворот событий маловероятным.
Андрей Голодницкий в своем выступлении по просьбе Юрия Добровольского провел небольшой ликбез, рассказав, чем автомобили на водородных топливных элементах лучше автомобилей на ДВС и литий-ионных аккумуляторах. Он также прокомментировал вопрос Добровольского о санкциях, ответив, что компания «ИнЭнерджи» не боится конкуренции. «Просто мы будем еще лучше работать», — сказал Голодницкий.
Завершило круглый стол выступление Сергея Назаренко, который рассказал о двух новинках, которые были представлены на выставке – водоробусе (созданном в первую очередь для российского рынка) и грузовике-рефрижераторе для доставки скоропортящихся продуктов с пригородных складов в центр города (на экспорт), представил их технические характеристики, а также рассказал о том, что по соглашению между ПАО КАМАЗ, ГК «Инэнерджи», Роснано и Мосгортрансом, в 2023 году будет произведена опытная партия водоробусов, а созданный прототип после нескольких месяцев дополнительной настройки в первом квартале 2022 года начнет опытную эксплуатацию в окрестностях Черноголовки, где в нашем Центре находится пока что единственная в России водородная заправка.